Шаховская. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 29 июля

пасмурно+28 °C

Онлайн трансляция

Культурно-досуговый центр появится в д. Волочаново горокруга Шаховская

05 дек. 2016 г., 13:56

Просмотры: 242


У деревни Волочаново будет еще один культурно-досуговый центр.

Энтузиасты изучения культуры и истории древнего села, а ныне деревни Волочаново, готовясь к очередному юбилею в 2012-2013 г.г., определили перечень объектов, которые можно было бы включить в список культурного наследия Московской области. Одним из них стал дом, бывший частью усадьбы Шереметевых, которым затем владели Римские-Корсаковы. Переписка с семьями Шереметевых и Римских-Корсаковых внесла ясность в историю усадьбы. Здание действительно строилось в период 1851-1852 г.г., когда селом Волочаново владела семья Шереметевых. Приведем небольшой отрывок из воспоминаний Георгия Алексеевича Римского-Корсакова (1891-1971):

«В 1894 году семьей было куплено Волочаново, в пятидесяти верстах от Журавлева (в Тверской губернии), на юг от него. Расположено оно было в Волоколамском уезде и находилось в 75 верстах от ближайшей станции Уваровка, бывшей Александровской железной дороги. Дорога из Уваровки занимала не меньше 10-12 часов, учитывая состояние дорог того времени. Останавливались кормить лошадей в селе Середа. Успех Сони Мекк (Софьи Карловны Римской-Корсаковой) на любительской сцене в  Петербурге в сезон 1899-1900 гг. породил в ее экспансивно настроенной голове довольно интересную мысль: создать народный театр в деревне, чтобы нести в гущу деревенской массы семена культуры. Одним словом: "Сейте разумное, доброе, вечное!". Обставлено это начинание было широко. Как я узнал позднее, нечто подобное было создано художником В.Д. Поленовым в своем чудном деревенском уголке под Тарусой. Но если Поленов имел в виду создать театр для народа силами самих крестьян, на основе их самодеятельности, то в Волочанове получился театр более профессиональный, чем любительский, и вопрос о крестьянской самодеятельности там никогда не возникал. Еще зимой в Петербурге была сформирована труппа почти целиком из актеров-профессионалов. Они ехали в Волочаново играть за определенное денежное вознаграждение, имея сверх того бесплатное жилище и стол. Кроме того, в труппу входило и несколько любителей, игравших на сцене ради собственного удовольствия, и, конечно, никакой зарплаты не получавших. А сцена была не маленькая, до одиннадцати метров в зеркале и значительной глубины. Оборудована она была в старом шереметевском манеже, вмещающем сидящих и стоячих мест от 300 до 400. Спектакли давались по праздникам. Вход был бесплатный. Репертуар состоял, главным образом, из пьес Островского: "Гроза", "Бедность не порок", "Свои люди - сочтемся", "Волки и овцы", "Трудовой хлеб". Кроме того, шла "Родина" (Зудермана) и всякие водевили. Спектакли имели большой успех у населения. Полиции не было, и никакого нарушения порядка ни разу не произошло: ни хулиганства, ни пьяных скандалов. К концу летнего сезона стали издалека приезжать помещики и купечество».

То есть в 1894 году здание бывшего манежа Шереметевых стало народным театром Римских-Корсаковых.

Затем  наступил 1917 год. Прошла Великая Отечественная война. По воспоминаниям самодеятельного народного художника д. Волочаново Евгения Михайловича Тарасова у здания народного театра при освобождении Волочаново нашими войсками в 1942 году располагалась артиллерийская батарея, которая вела огонь по занятому фашистами селу Никола-Пустошь (Тверская область). Ответный огонь гитлеровцев частично разрушил здание.

К ноябрю 2012 году здание народного театра Римских-Корсаковых представляло из себя брошенные и никому не нужные развалины. В 2012 году у здания появился хозяин, наш односельчанин - Алексей Николаевич Асонов. Он вырос в Волочаново. Как говорит, помнит все ямки на Волочановской дороге, которую изучил наизусть, катаясь в детстве на велосипеде. Желание, чтобы Волочаново не исчезло с карты Московской области, стало целью его жизни. Поддержать деревню, создать рабочие места для ее жителей – это то, что сохранит людей и населенный пункт. В здании народного театра планируется создать культурный центр. Он будет состоять из музыкального салона, гостиницы, бара и зала торжеств. Кроме того, рядом планируется оборудовать летний плавательный бассейн для малышей, а зимой - трассы для катания на лыжах и санках. За четыре года проделана огромная работа по восстановлению центра. Здание очищено от мусора и обломков, возведена красивая утепленная крыша.

Два монолитных армированных бетонных пояса связали здание по фундаменту и по верхнему обрезу кирпичной кладки. Стены получили мощные поддерживающие колонны. В подвале, потолочные своды которого выполнены в стиле венецианской кладки, после его расчистки обнаружены очень красивые и большие помещения. Сегодня в московских заведениях, подобные помещения пользуются большой популярностью. Когда смотришь на то, что уже сделано, веришь в реальность восстановления здания и реализацию проекта культурного центра. Для волочановцев, восстановление здания народного театра это знаковое и очень важное событие в деревенской жизни. Оно украсило внешний вид деревни. Центр даст 15-20 рабочих мест. У жителей появится зимняя лыжная горка и гостиница. Музыкальный салон позволит проводить в Волочаново красивые общественно-культурные мероприятия разного масштаба. Зал торжеств, выполненный в древнерусском стиле, русская кухня, бар, привлечет туристов и гостей. Алексей Николаевич восстанавливает былую красоту и великолепие здания. Часы на башне будут показывать точное время. Под крышей планируется установить колокол. Его удары в честь молодоженов может быть станут традицией деревни. Хочется привести слова А.Г. Римского-Корсакова об отношении его отца к Волочаново: «Для нас, потомков бывших владельцев имения Волочаново, Римских-Корсаковых, имя этого села никогда не было пустым звуком, особенно для нашего отца, Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, который через всю свою жизнь пронес воспоминания о Волочановском детстве и юности, как о годах самых светлых и неповторимых. Когда в годы войны судьба занесла нашу семью в далекие казахстанские степи, отец не раз упоминал село в своих письмах на "большую землю", остро переживал фашистскую оккупацию Шаховского района. В 1960-х годах мы, его сыновья, позвали его к себе в Москву, но он отвечал, что для переезда нет ни сил, ни здоровья, ни денег. "Но, - писал он, - если бы вы позвали меня в Волочаново, я не задумываясь сорвался бы с места".