Шаховская. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 25 июня

небольшой дождь+12 °C

Онлайн трансляция

Газета «Шаховские вести» рассказала землякам об истории Российского флага

12 июня 2016 г., 15:22

Просмотры: 54


Как проинформировала редакцию «Шаховских вестей» Ольга Иосипенко из Луховиц, в 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага, впервые поднятого на корабле «Орел» построенном в Подмосковном селе Дединове. До второй половины XVII века в России не было флагов, в современном понимании знаков государственной принадлежности. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались Лики Спасителя, Богородицы, святых. Перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. Впервые трехцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно-морского флота корабле «Орел» в селе Дединово в 1669 году. Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орел». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора Петра Великого.

То значение, какое придавал постройке морских судов на Дединовской верфи царь Алексей Михайлович указывает тот факт, что все работы проводились под контролем приказа Новгородской четверти, ведавшему городами, располагавшимися на побережье Белого моря – единственного «окна в Европу» в середине XVII века. В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года АЛ. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот.

Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государство: красный - Великороссия, синий – Малороссия, белый – Белоруссия.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орел» в Дединово.

Ученые долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, художник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-морском музее России в Санкт-Петербурга, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вышит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года.

Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещенным на полосное бело-сине-красное полотнище поддерживают многие авторитетные ученые, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нес вполне определенный смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орел» ушел в Хвалынское море по коммерческому проекту», – поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орел». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орел» материю белого, синего и красного цветов. Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трехполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию Петра на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андреевским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – святого Андрея Первозванного.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трех полос – черной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – черный орел на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но такая расцветка вызвала в обществе неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднен и заменен на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ. На снимке мастер В. Пивоваров с макетом корабля «Орел».